Шесть причин дальневосточного топливного кризиса

20:19 18 августа 2020

На топливном рынке Дальнего Востока опять искрит. Чтобы не заполыхало, нужно решить шесть проблем.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предостерегла главу «Приморского топливного союза» Владимира Чирскова от дальнейших публичных прогнозов о стоимости бензина. Ранее в РБК вышел материал, в котором со ссылкой на главу «Приморского топливного союза» говорилось, что если оптовые цены на бензин на Дальнем Востоке продолжат расти, то в сентябре стоимость топлива на независимых заправках может увеличиться до 55−57 рублей. В ФАС считают, что его действия нарушают закон о защите конкуренции.

Ситуация сложившаяся с бензином, действительно становится похожа на кризис. Напомним что с середины лета независимые АЗС спорят с крупными НПЗ о стоимости топлива и схемах его поставки на заправки. В какой-то момент на сети независимых заправок исчезли премиальные виды бензина – АИ-95 и АИ-98. При этом, в отличие от прошлых дальневосточных «бензиновых» кризисов, в этом году в оптовом звене цены выросли не сильно - на копейки, относительно начала лета. Тем не менее, это стало поводом для разразившегося скандала. Хотя причины его лежат несколько в другой плоскости.

Первая причина для разразившегося топливного кризиса – это нежелание независимых АЗС покупать топливо на НПЗ, они не хотят мириться с тем, что им предлагается проводить закупки на бирже на рыночных условиях. Им выгоднее закупаться на нефтебазах.  
Вторая причина – заморозка розничных цен на бензин и дизель – на уровне «инфляция минус», тогда как на оптовое звено это правило не распространяется. В итоге в отрасли случаются ситуации, когда цены на НПЗ падают, а «независимые» АЗС получают сверхприбыль из разницы цены в опте и рознице.

«Мы зациклились на правиле "инфляция минус". Хотя регуляторная политика не дает возможности снизить налоги, изменить акцизы. Это не первая подобная ситуация на Дальнем Востоке, они возникают каждое начало и каждую середину сезона с 2017 года. И розницу, и переработку  при политике проводимой Минфином, Минэнерго, ФАС и прочими ведомствами, становится экономически невыгодно развивать. Те условия игры, которые дает Минфин, не позволяют всем участникам рынка нормально играть и обеспечивать людей топливом» - говорит президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.

Сверхвысокое налоговое бремя – это третья причина сложившейся ситуации. До 70% стоимости бензина –это налоги и акцизы. «В себестоимости бензина на нефть приходится лишь около 30%, тогда как остальное — на налоги. Именно они не позволяют топливу реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Теоретически, чем ниже будет налоговая составляющая, тем гибче станут цены, а значит и у розницы появится возможность сокращать цены» - заявил директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.

Четвертая причина кризиса – это сложное налоговое законодательство для НПЗ. В частности в 2019 году правительство внедрило демпфирующий механизм – это компенсация для НПЗ сверхвысоких цен на нефть за ее переработку. Сверхвысокие цены на нефть – это результат другой реформы – уменьшения экспортной пошлины на нефть и увеличения НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых. Цель этой реформы – сравнять по цене на нефть российский внутренний рынок с европейским. Звучит хорошо, только в Европе цена на бензин в разы выше российской. Чтобы не случилось кратного роста цен на бензин к реформе была приделана заплатка -  демпфирующие механизмы.

«Для разрешения ситуации нужно соблюсти ряд принципиальных условий: это изменение условий демпфера, который сейчас работает ни на кого, кроме Минфина. Второе – перенос уплаты акциза на АЗС» - говорит Дмитрий Гусев.
Пятая причина – это нехватка нефтеперерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке. В целом регион потребляет до 3 млн тонн нефтепродуктов в год, тогда как имеющихся мощности НПЗ покрывают лишь половину потребности – 1,5 млн тонн. Как вариант — построить новый НПЗ в регионе – но это очень дорого и экономически невыгодно. В том числе и из-за налоговой политики государства. Показательным является пример «Восточной нефтехимической компании», который не может быть реализован в текущих налоговых режимах. Наличие современного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в ДВФО могло бы решить острые вопросы ценообразования и объемов производства.

Ну и как результат – шестая причина – топливо в ДФО везется из других российских регионов. “В стране профицит бензина по году более 4 миллионов тонн, - резюмирует  Дмитрий Гусев. - И по всем прогнозам, в ближайшее время он будет только расти. Спрос стагнирует. И если говорить конкретно о Дальнем Востоке, здесь он очень небольшой. Только вот акциз на бензин в этом регионе значительно выше, чем в других и транспортные тарифы очень высокие. Все упирается в то, что в России не существует комплексной системы топливообеспечения. Вопрос не в локальных региональных продажах. Мы неоднократно поднимали вопрос об отмене демпфера, переносе акциза на АЗС, отмене акциза и НДС при поставке топлива на Дальний Восток. Регулятор нас не слышит, а переработка и розница в минусе».
 



Спасибо!
Ваше сообщение отправлено
мы свяжемся с Вами в ближайшее время